Первоначально появление BPM стало для ИТ подразделений настоящей головной болью. Мало того, что всем вдруг захотелось быстро менять настройки в программных приложениях, но еще и появились системы BPMS, в которых «не ИТ люди» начали что-то программировать и декларировать при этом, что есть такие системы, в которых можно обойтись без «айтишников». Такое декларирование вызвало вполне понятное отторжение систем класса BPMS у представителей ИТ сектора.
Но если несколько лет назад можно было позволить себе поиграть в скептиков («настоящие программы при помощи квадратиков и стрелочек не пишутся», «ничего такого, чего бы я не смог написать сам», «все это прекрасно можно сделать в…» и т.д.), то сегодня BPMS уже практически стали мэйнстримом, и сопротивляясь вполне можно оказаться за бортом. Самым правильным сейчас было бы отбросить предубеждения и попытаться посмотреть на BPMS с двух сторон – со стороны бизнеса — чего они в этом всем находят, и со стороны ИТ – что я могу с этого получить.
Все меньше компаний считает целесообразной разработку информационной системы для своих нужд собственными силами или на заказ. Предложение со стороны ERP-вендоров и консультантов по внедрению расширяется, а стоимость собственной разработки растет. Это вынуждает ИТ-службы пересматривать свои приоритеты.
В принципе, подобные кризисы для ИТ — дело обычное: то, что еще вчера было вершиной технического прогресса, сегодня становится ширпотребом. Локальные сети, реляционные базы данных, клиент-серверная архитектура, интернет… теперь — корпоративные системы.
Но это — не повод для пессимизма и для разговоров о снижении роли ИТ. Ведь одновременно появляются новые «точки роста» — многообещающие направления, в которых снова оказываются востребованы инициатива, творческая энергия и увлеченность ИТ-специалистов. Сегодня одним из таких направлений является BPM, который иногда называют «The Next Big Thing».
В ситуации растущей популярности тиражируемых систем у ИТ-подразделений есть два пути:
Многие уже идут по второму пути: на базе ИТ-служб создаются центры компетенции по BPM, в компаниях появляется должность CPO — Chief Process Officer, директор по бизнес-процессам. И первым кандидатом на нее, как правило, становится CIO — директор по ИТ.
Речь, понятно, идет не об отказе от разработки, а только об изменении пропорций и приоритетов. Но при этом ИТ-специалисты начинают играть активную роль в улучшении основных бизнес-процессов.
На сегодняшний день управление процессами – это мэйнстрим. И оставаясь в этом течении вы обеспечите себе интересную, творческую работу с хорошим потенциалом для роста.