BPMS и ERP

Как BPM соотносится с корпоративными системами ERP?

С точки зрения технической вопрос некорректен: BPMS – это платформа, а не приложение. Как и в случае СУБД/DBMS, на ней можно реализовать все что угодно. Но с точки зрения бизнеса сравнение имеет смысл, поскольку и то, и другое представляют собой потенциальные возможности усовершенствования бизнеса.

В общем случае, нужно и то, и другое.

ERP системы, получившие массовое распространение с начала 90-х годов, задумывались как единое хранилище данных и алгоритмов их обработки, покрывающих все возможные потребности предоставления информации – от первичных документов до ресурсного планирования. По сути, ERP тоже являются платформой, на которой делаются настройки в соответствии с учетной политикой организации. Как правило, внедрение ERP занимает от одного года до нескольких лет. И проблема в том, что настройка ERP не предполагала частых масштабных изменений. Подобно цементному раствору, будучи гибкой на момент установки, система превращается в монолит по мере ее внедрения и накопления данных.

Концепция постоянного совершенствования, которая является базовым принципом BPM,  предполагает регулярное изменение процессов организации и их частую перенастройку. Делать это в ERP системе так же дорого и долго, как любые другие изменения. В связи с этим ERP вендоры выделяют блок BPMS, как отдельную систему, интегрированную с остальными модулями через стандартные протоколы обмена. Внутри же самой ERP остается маршрутизатор потоков работ, в котором достаточно просто можно автоматизировать небольшие административные процессы, которые, как правило, достаточно стандартизованные, не являются ноу-хау и практически не меняются.

Для автоматизации ключевых кроссфункциональных процессов крупные ERP вендоры используют отдельные модули BPMS. Эти модули не являются их собственной разработкой, все они появились в продуктовых линейках благодаря покупке уже готовых и вполне успешно продаваемых BPMS. Поэтому на вопрос «нужна ли BPMS, если есть ERP» вопрос дают сами вендоры ERP: для автоматизации административных процессов можно использовать встроенные маршруты ERP. Для автоматизации основных процессов – систему BPMS.

Компания Гартнер в 2012 году расставила точки над i, предложив трехуровневую архитектуру приложений:

Gartner_3_Levels

  • Нижний уровень — system of records, т.е. учетные системы. Здесь рулят ERP и другие корпоративные системы (CRM, WMS, PLM…).
  • Средний уровень — system of differentiation, т.е. системы, поддерживающие основные бизнес-процессы, обеспечивающие конкурентное преимущество компании. Это идеальная область применения BPM/BPMS.
  • Верхний уровень — system of innovation, т.е. системы, поддерживающие инновационные, изыскательские работы. Если в случае system of differentation речь идет о поддержке наших собственных, уникальных рецептов ведения бизнеса, то здесь — о поиске новых рецептов. Это поле деятельности систем класса ACM.

Поэтому:

  • Хотите самый лучший учет? Внедряйте ERP.
  • Хотите самые лучшие бизнес-процессы? Внедряйте BPM.

Учетные системы (system of records) и процессные (system of differentiation) живут на разных скоростях:

Учет желательно сделать один раз, как следует и надолго — это проект внедрения корпоративной системы (в частности, ERP).

Процессами можно и нужно заниматься бесконечно, короткими итерациями, обеспечивающими быструю отдачу — это проект BPM/BPMS. Точнее — не проект, а программа, понимаемая как серия проектов разработки-внедрения-усовершенствования процессов.

Принято считать, что специализированные системы класса BPMS (т.н. Pure-Play) более функциональны и более дружественны по отношению к пользователям. Но логично, что ERP вендоры предлагают в качестве дополнения свои BPMS модули. Вопрос о выборе – это вопрос предпочтений: Single Vendor или Best of Breed. Главное понимать разницу между бизнес-функциями и бизнес-процессами и дифференцировано подходить к автоматизации тех и других.

16.01.2019

БК-CRM часть 3 (видео)

Разработка системы БК-CRM в Bizagi Studio https://www.youtube.com/watch?v=tmmC9Nah99Y&t=3s  
05.10.2018

БК-CRM – универсальный модуль типового взаимодействия с клиентами

Разработано типовое решение - Система БК-CRM – универсальный модуль типового взаимодействия с клиентами, включающий в себя прием и регистрацию обращений, передачу ответственности между сотрудниками, коммуникации с клиентами. Система автоматически напоминает исполнителям об обязательствах перед клиентами, предоставляет возможность взаимодействовать с клиентами как в «ручном» режиме – звонки по телефону,  личные встречи, так и отправлять электронные письма непосредственно из системы. Подробнее о БК-CRM
17.05.2018

Интерактивные процессы в Bizagi

В новой версии Bizagi появилась возможность создавать процессы непосредственно в среде исполнения - прямо в браузере, в портале пользователя. Это так называемые Интерактивные процессы (Live Processes). Создание таких процессов не требует никаких специальных навыков. Ни одной строчки кода! Создание процесса, публикация, исполнение - все это делает конечный пользователь, без привлечения ИТ-специалистов и даже без привлечения аналитиков. Хотите узнать как такое возможно? Смотрите: https://www.youtube.com/watch?v=66AOfdtp8KM&version=3&vq=hd720

Наши партнёры

Компания «Бизнес-консоль» является авторизованным партнёром
ведущих мировых производителей программного обеспечения BPMS