Контроль расходов — это общая проблема предприятий и организаций, независимо от отрасли и от размеров.
Как известно, для каждой проблемы есть простое, легкое, но … неверное решение. В данном случае таких решений даже два:
И в том, и в другом варианте стремление сэкономить деньги приводит к трате времени — к задержкам в принятии важных решений. С другой стороны, попытка «ослабить вожжи» быстро приводит к злоупотреблениям, к быстрому и неконтролируемому росту расходов.
Где же выход? Как грамотно контролировать расходы, не скатываясь ни к гиперцентрализации, ни к анархии, ни к бездушному формализму? Ответ: надо уметь гибко сочетать и первое, и второе, и третье.
Как это достигается? Строится дерево принятие решения, в котором в зависимости от запрашиваемой суммы, от того, есть ли соответствующая статья в бюджете и израсходованы ли выделенные по ней средства, от срочности, наконец, от вида товара или услуги решение адресуется линейному менеджеру, вышестоящему руководителю, закупочному комитету. BPM позволяет определить последовательность шагов процесса закупки, данные, необходимые для принятия решений, логику переходов и исполнителей. В этой логике могут присутствовать циклы, эскалация вопроса на вышестоящий уровень, делегирование принятия решения.
BPM позволяет менять эту логику так часто, как в этом возникает потребность, причем сделать это аналитик вполне может собственноручно, не прибегая к услугам ИТ-специалистов. Это важно, потому что близкое к оптимальному дерево принятие решений не получится создать ни с первой, ни с пятой попытки — в процессе эксплуатации периодически будут возникать исключения, не предусмотренные действующей схемой. Способность BPM-системы к быстрой адаптации к меняющимся бизнес-процессам в этой задаче оказывается востребована по-максимуму.
Конкурентные преимущества от внедрения BPM в управлении закупками: