Распространенным является мнение, что процессное и проектное управление – это два противоположных подхода к управлению, основанных на разных методологиях и поэтому несовместимых. Но сейчас «проектники» и «процессники» находят все больше свойств, присущих этим подходам и, как следствие, все чаще появляются идеи о реализации управления проектами через процессы.
Основным отличием проекта от процесса является то, что проект имеет четко определенные критерии начала и завершения, тогда как процесс по своей природе цикличен и в определенном смысле бесконечен. Целью проекта является уникальный результат, а целью процесса –воспроизводимость результата. Но при этом в каждом проекте особо ценным является то, чтобы проект был выполнен в срок, с запланированными ресурсами и положительным результатом. И мечтой любого «проектника» является стабильная воспроизводимость этих показателей от проекта к проекту. То есть все-таки процессы? Где проходит граница?
Если присмотреться, проектный и процессный подходы не разделяют, а взаимно дополняют область управления. Каждый проект – это серия процессов, управляемых событиями – инициация проекта, корректировка, завершение – все это события, происходящие на определенных этапах проекта. И эти события воздействуют на процессы, выполняемые на этих этапах. Результатом является то, что проектные задания, управляемые процессами, «оживают» и напоминают о себе исполнителям, инициируют эскалацию – в общем, делают все, чтобы работы были выполнены в срок.
Когда мы планируем проект, мы, с большей или меньшей степенью реалистичности, определяем сроки каждого этапа и каждого задания. Но как только проект запущен, найдется десяток обстоятельств, по которым работы следует перенести, отменить, продлить, добавить и так далее. Но работы могут находиться в разной стадии – уже выполненные, исполняющиеся, завершенные. И отмена еще не начатой работы или работы, выполненной на 80% будет иметь разные последствия. Поэтому любое изменение проекта должно учитывать все эти обстоятельства. Следовательно, процесс управления проектом должен быть построен таким образом, чтобы не только переопределить сроки заданий, а оценить возможность отмены, переноса, добавления каждой работы с учетом затраченных средств и наличия ресурсов.
Для проектной деятельности актуальна возможность повторного использования данных проекта. Например, когда работы ведутся по тому же объекту или для того же заказчика. При этом можно видеть историю обращений и лучшие результаты. А это, в свою очередь, повышает качество управления проектами.
Проектно-процессный вариант управления присутствует в большинстве организаций, независимо от их профиля и отраслевой принадлежности. Поэтому решения, которые мы предлагаем, будут интересны не только проектным организациям.