Сделайте свой бизнес удобным для покупателя
Данное решение представляет интерес для компаний, занимающихся изготовлением и монтажом окон, дверей, встраиваемой мебели.
Типичная структура такой компании:
На первый взгляд, бизнес-процесс обработки заказа клиента выглядит простым:
Но при ближайшем рассмотрении выявляется множество нюансов:
Все эти ухищрения в конечном итоге нацелены на то, чтобы сделать общение с компанией максимально комфортным для клиента. Клиент должен получать то, что ему нужно, при минимальных затратах своего времени – это не менее важная составляющая качества, что и качество комплектующих, изготовления, монтажа и послепродажного сервиса. От этого зависит удовлетворенность клиента и, как следствие, объем продаж и прибыльность бизнеса.
Но с другой стороны, погоня за качеством приводит к существенному усложнению бизнес-процесса. Столь существенному, что автоматизировать его «в лоб» – разработать информационную систему, в которой будет «зашита» схема процесса – просто нереально. Слишком много траекторий, по которым может идти процесс, слишком много событий, исключений, развилок.
И самое главное – наивно ожидать, что столь сложный процесс можно разработать раз и навсегда. И теория, и практика свидетельствуют: возможность для усовершенствования бизнес-процесса есть всегда. И информационная система должна не препятствовать, а а содействовать таким усовершенствованиям.
Сталкиваясь с этим вызовом, большинство компаний идут по пути малой механизации: инструкции для менеджеров, Excel, электронная почта, телефон. Кажущееся преимущество такого подхода – минимальные издержки. Но это если не учитывать потери:
Все эти дефекты неизбежно отражаются на клиенте. Причем при подсчете убытков из-за низкого качества обслуживания надо учитывать, что компания теряет не только данного разочарованного клиента, но еще в среднем 10 потенциальных клиентов, с которыми он поделится своим негативным опытом.
Еще один возможный путь – внедрение CRM или электронного документооборота. Этот путь требует определенных инвестиций, но позволяет решить часть проблем: коммуникации становятся более надежными, появляется возможность хранить все заказы и договора в едином хранилище. Но по-прежнему бизнес-процесс остается непрозрачным, усовершенствования его затруднены, а преимущества единого хранилища реализуются только при условии сознательности менеджеров.
Полное решение задач управления бизнес-процессами распределенных продаж возможно только на основе BPM (Business Process Management) – сплава технологии (программное обеспечение BPMS), процессной методологии и гибкой реализации (Agile).
Пример такого решения – система управления бизнес-процессами обработки клиентского заказа, созданной компанией Бизнес-Консоль для компании «Окна Аттик» с использованием BPM-системы
Компания «Окна Аттик» – это:
В системе реализованы бизнес-процессы «Предложение», «Выезд на замер», «Исполнение договора». Кроме этого, система ведет учет движения денежных средств по каждому офису и расчеты с подотчетными лицами, включая необходимую отчетность.
Доступ к системе из офисов продаж осуществляется через интернет. Данные обо всех этапах общения с клиентом в реальном времени заносятся в единую базу данных, находящуюся в центральном офисе. Процессы исполняются на сервере BPMS, также находящемся в центральном офисе. Таким образом, вся информация о состоянии бизнес-процессов, выполненных и предстоящих действиях доступна в реальном времени.
Принципиальная особенность системы, основанной на программном обеспечении BPMS – она активно помогает человеку. Традиционные корпоративные системы (ERP, CRM, бухгалтерские – в этом отношении они не отличаются друг от друга) пассивны: если пользователь знает в какой пункт меню войти и какую кнопку нажать, то система даст ответ на вопрос. При наступлении события (поступление документа или обращение клиента) тоже нужно знать куда войти и что сделать.
В BPM-системе большая часть действий выполняется через универсальный экран «Мои задания». Как только, в соответствии со схемой процесса, сотрудник должен выполнить то или иное действие с тем или иным заказом, соответствующая строка появляется в списке заданий.
Сотруднику остается кликнуть в нее, чтобы получить всю необходимую информацию. Выполнив задание, он нажимает на кнопку, и процесс переходит к следующему шагу.
Еще одно преимущество BPMS – повышение эффективности использования уже имеющихся в компании автоматизированных систем. Например, в случае Аттик, это 1С-бухгалтерия и WinDraw – специализированная программа для инженерных расчетов и калькуляции изделий. Менеджер начинает работать в BPM-системе – регистрирует обращение, заносит в него реквизиты клиента, параметры объекта и сделанные предложения, договаривается о замере, планирует график работы замерщика. После замера собранные данные автоматически импортируются в программу WinDraw и становятся исходными данными для расчета. В ходе работы в WinDraw менеджер может создать несколько проектов, отличающихся, например, видом профиля. После того, как один из проектов принят клиентом, он автоматически экспортируется обратно в BPM-систему для дальнейшей работы – заключения договора, размещения заказа в производстве и т.д.
В результате менеджеры компании «Окна Аттик» рассматривают BPM-систему не как обузу и не как контролера, а как помощника. Система разработана не для мелочной регламентации, а для того, чтобы избавить менеджера от рутинной работы по контролю за заказами и предоставлять ему нужную информацию в нужное время, точно и в полном объеме.
Мнение генерального директора «Окна Аттик» Александра Оноприенко:
С точки зрения руководства, ВРМ-система – это инструмент, позволяющий настроить контроль удаленных подразделений, создать из них единый управляемый организм и в дальнейшем производить тонкие настройки функционирования этого организма.
Для менеджера ВРМS – это электронный помощник и организатор. Он вовремя напоминает об ожидающих исполнения заданиях, связанных с клиентами, и выдает всю необходимую информацию. Система фиксирует все просрочки в выполнении заданий, не позволяя менеджеру игнорировать их. Среднестатистические показатели тщательности исполнения заданий менеджерами ложатся на стол руководителям в виде отчетов, полученных из системы.
По нашему опыту, максимально эффективно система работает, когда она дополняется методами контроля, не позволяющими вносить недостоверную информацию – например, записью телефонных переговоров или «секретным покупателем». Таким образом мы добиваемся скрупулезного соблюдения всеми менеджерами технологии продаж, разработанной на основе опыта наших лучших специалистов.
Мы предлагаем компаниям, избравшим своей стратегией клиентоориентированность и качество без компромиссов, воспользоваться нашей компетенцией и опытом в реализации управления бизнес-процессами, в том числе такими сложными, как управление процессом распределенных продаж.
Конечно, систему, созданную в компании «Окна Аттик», невозможно позаимствовать «один-в-один»: у каждой компании свой путь к совершенству, своя стратегия взаимодействия с клиентами, поставщиками и партнерами, и в итоге – свои бизнес-процессы (если речь идет об основных бизнес-процессах, таких, как рассмотренный выше). Но мы обладаем знанием особенностей такого бизнеса, и если не бизнес-процесс целиком, то фрагменты его можно позаимствовать из уже реализованного проекта.
Мы готовы создать BPM-систему для вашей компании на основе проверенного программного обеспечения и наработанных шаблонов и приемов и провести обучение, чтобы ваши специалисты могли развивать ее самостоятельно. Мы предлагаем разумные цены, оплату за результат, быструю отдачу.
Чтобы узнать больше –
– обращайтесь в компанию Бизнес-Консоль: