Привлекательность банка в глазах клиентов зависит, в числе прочего, от его способности предлагать актуальные продукты. Что такое банковский продукт? Это, например, кредитное предложение, разработанное для определенной целевой группы. Ключевое слово тут —актуальность. Банки конкурируют друг с другом, стараются переманить клиентов за счет точного попадания в их запросы. При этом удачные идеи одних копируются другими. Ясно, что в этой ситуации выигрыш в конкуренции получает тот, кто способен максимально быстро предлагать клиентам новые виды продуктов.
Но это легче сказать, чем сделать: прежде чем анонсировать новый продукт, надо внедрить процедуру, по которой он будет обрабатываться: прием заявления от клиента, принятие решения по выдаче кредита, оформление договора и т.д. Причем процедуры эти разные для разных видов банковских продуктов. Необходимо разработать инструкции для сотрудников банка, последовательность рассмотрения заявок, критерии для принятия решений, образцы документов — в банках всем этим занимаются отделы методологии.
Если делать эту работу в полуручном режиме при помощи MS Word, то на нее будут уходить месяцы, и в результирующем документе не удастся избежать неточностей и противоречий. Поэтому лидеры банковской отрасли ставят перед собой задачу: поставить на поток и выполнение регламентов, и их разработку.
То есть — внедрить BPM. С точки зрения BPM, банковский продукт есть бизнес-процесс. BPM предоставляет цельную методологию управления жизненным циклом процесса: разработка, исполнение, мониторинг и анализ, корректировка и далее по кругу. А благодаря тому, что эта методология подкреплена соответствующим инструментарием в виде BPM-системы, все это можно делать намного эффективнее, чем прежде: быстрее разрабатывать новые банковские продукты, быстрее выводить их на рынок, разрабатывать более качественные регламенты, снижать трудоемкость их выполнения и ускорить прохождение.
Конкурентные преимущества от внедрения BPM в банковской сфере:
Если у вас вывод нового банковского продукта занимает недели вместо месяцев у конкурента, то ему не поможет копирование ваших идей, вы же, наоборот, сможете легко позаимствовать его удачные находки.
Качество
Множество банковских продуктов порождает множество должностных инструкций, которые дорого разрабатывать и поддерживать и которым нелегко следовать. Когда банковский клерк лезет в бумажную инструкцию (а удержать их все в памяти попросту невозможно, как и на сто процентов их автоматизировать), то страдает от этого клиент. Когда принятие решения о выдаче кредита занимает недели из-за задержек, возникающих при передаче дела клиента от одной службы другой — страдает опять-таки клиент.
Поручив отслеживание регламентов BPM-системе, вы исключаете ошибки и ненужные задержки в работе с клиентом. Ваш имидж в глазах клиента радикально меняется в лучшую сторону: вместо разрозненных служб, вынуждающих его повторять одно и то же — банк с единым лицом, обеспечивающий клиенту максимальный комфорт. Анализируя статистику выполнения процесса, вы находите и устраняете неэффективности на уровне схемы процесса или отдельных исполнителей.
Цена
BPM позволяет делать больше меньшими силами. Это относится и к работе тех, кто составляет регламенты, и к тем, кто их исполняет.
Первым BPM-система предоставляет инструментарий моделирования бизнес-процессов. Причем, в отличие от инструментария реинжиниринга, схема процесса в BPM-системе является исполняемой. Аналитик или методолог может самостоятельно не только смоделировать процесс, но и запустить его на выполнение и посмотреть на шаги процесса глазами исполнителей.
Исполнителей (клерков и менеджеров) BPM-система избавляет от необходимости помнить, кому должна быть переадресована задача после того, как он выполнил свою часть работы.